Напыление, наплавка

Технология наплавки является одним из методов поверхностного упрочнения деталей. Наплавка покрытий производится сплавлением присадочного материала (порошка, проволоки, электрода) с основным.

Технология наплавки обладает следующими достоинствами по сравнению с другими методами (напыление, цементация, азотирование, электролитическое осаждение и др.):

  1. Высокая производительность (наплавка порошковой проволокой позволяет достичь скорости наплавки до 25 кг/ч).
  2. Возможность нанесения покрытия большой толщины. Это свойство позволяет успешно использовать наплавку и для ремонта деталей. При этом нет ограничений по размерам наплавляемых изделий.
  3. Простота технологии. Механизированная дуговая наплавка может быть выполнена сварщиками средней квалификации.
  4. Экономичность технологии позволяет изготавливать детали с основным металлом из углеродистых конструкционных сталей с наплавкой поверхности из металла, обладающего специфическими свойствами и высокой стоимостью.
  5. Свойства основного материала не играют большой роли для наплавки износостойкого покрытия. Для других методов, таких, как закалка, азотирование, свойства основного металла имеют решающую роль. Если основной металл шва имеет низкую свариваемость, то предварительно наносят слой низкоуглеродистой стали. Для титановых покрытий метод наплавки неприменим вследствие образования хрупких интерметаллических соединений.

Напыление является одним из способов нанесения металлических покрытий на изношенные поверхности восстанавливаемых деталей.

Сущность процесса состоит в напылении предварительно расплавленного металла на специально подготовленную поверхность детали струёй сжатого газа (воздуха). Мелкие частицы расплавленного металла достигают поверхности металла в пластическом состоянии, имея большую скорость полёта. При ударе о поверхность детали они деформируются и внедряясь в её поры и неровности, образуют покрытие. Соединение металлических частичек с поверхностью детали и между собой носит в основном механический характер и только в отдельных точках имеет место их сваривания.

Достоинства:

  • небольшой нагрев деталей (120 – 180о С);
  • высокая производительность процесса;
  • высокая износостойкость покрытия;
  • простота технологического процесса и применяемого оборудования;
  • возможность нанесения покрытий толщиной 0,1-10 мм и более из любых металлов и сплавов.